Организация учебного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Правила приема обучающихся в АНО ПО ПТЭИТ
- Перечень специальностей
- Положения
- Стоимость годовой оплаты за обучение
- Контрольные цифры приёма
- Вступительные испытания творческой направленности
- Места для проживания иногородних граждан
- Лица рекомендованные к зачислению
- Образцы документов
- Приказы о зачислении
Сведения об образовательной организации
Приемная комиссия
1. Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Пятигорском техникуме экономики и инновационных технологий
1.1. В техникуме разработано положение об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также внесены дополнения в Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положение о практике обучающихся, учитывающие условия инклюзивного обучения.
1.2. Ответственность за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возложена на существующее структурное подразделение – учебной части (далее – УЧ). В положение об УЧ внесены соответствующие изменения.
1.3. В приемной комиссии, УЧ организована работа по ведению специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.
В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организации с письменного согласия этих лиц собираются сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Описание кадрового обеспечения для организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в ПТЭИТ
2.1. Обязанности специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья возложены на исполняющего обязанности заведующего лабораторией информационных технологий.
3. Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья
3.1. При обращении в техникум для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями каждому разрабатывается индивидуальный учебный план, учитывающий его особенности. При этом в образовательно-реабилитационную программу предусматривается включение двух групп дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.
3.2. Организация профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами.
Профессиональная ориентация в техникуме проводится для осознанного и адекватного профессионального самоопределения каждого абитуриента-инвалида. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации.
Особое внимание при проведении профориентационной работы сотрудник техникума уделяет подбору одной или нескольких профессий или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы являются профориентационная дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения.
3.3. Процесс прохождения и сопровождения вступительных испытаний лиц с ограниченными возможностями устанавливается Правилами приема.
4. Рекомендации по доступности зданий образовательных организаций и безопасного в них нахождения
Создание безбарьерной среды учитывает потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями слуха;
- с ограничением двигательных функций.
4.1. В техникуме обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания.
Территория техникума соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Доступность путей движения, обеспечивается наличием подъемных устройств, контрастных наклеек на дверях и противоскользящих контрастных лент на лестницах, выделением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.
В здании техникума обеспечен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (обеспечивается наличием пандуса, распашными дверями). Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации включает визуальную, звуковую и тактильную информацию, а именно: звуковые маяки, системы вызова помощи, мнемосхемы этажей и т.д.
4.2. В учебных помещениях, в которых согласно индивидуальному учебному плану и расписанию индивидуальных занятий лиц с ограниченными возможностями (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) оборудованы 1 - 2 места для студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов.
Для обучаемых с нарушениями слуха закуплена переносная индукционная система, для обучаемых с нарушением зрения – видеоувеличители, накладки на клавиатуру компьютера со шрифтом брайля, созданы диски с курсом лекций, методическими указаниями со специальным программным обеспечением.
4.3. На каждом этаже техникума оборудована одна туалетная кабина, доступная для маломобильных студентов.
4.4. В техникуме организована система сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий: а именно: звуковые маяки, системы вызова помощи, мнемосхемы этажей и т.д.
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5.1. Для обеспечения мобильности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата закуплен лестничный электрический подъемник Пума УНИ 130 (ступенькоход) под инвалидное кресло любой конструкции. Кроме того, в образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
5.2. Для студентов с нарушениями слуха закуплена переносная индукционная система, позволяющая обеспечить прием-передачу учебной информации в доступных формах. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории. Информационная индукционная система переносная для беспроводной передачи аудио-сигнала в слуховой аппарат. Голос собеседника принимается выносным микрофоном и преобразуется в электромагнитное поле, которое принимается катушкой слухового аппарата.
Кроме того, в ряде аудиторий для слабовидящих студентов предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.5.3. Наличие в колледже брайлевской клавиатуры, видеоувеличителей, электронных курсов, созданных с использованием программ-синтезаторов речи, и других технических средств приема-передачи учебной информации позволяет организовать обучение в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.
6. Адаптация
- образовательных программ и учебно-методическому обеспечению
- образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
6.1. При разработке индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в вариативную часть образовательной программы включаются специализированные адаптационные дисциплины.
Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе образования.
Техникум обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин определяется при формировании индивидуального учебного плана, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6.2. В образовательном процессе созданы социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
6.3. Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом индивидуальных особенностей.
6.4. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся определяется индивидуальным графиком прохождения практики с учетом особенностей студента.
6.5. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в соответствующих положениях ПТЭИТ.
6.6. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями обучаются в техникуме по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.
При составлении индивидуального графика обучения возможны различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально.
6.7. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов техникум осуществляет во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.
7. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение
7.1. Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в техникуме организуется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Организационно-педагогическое сопровождение в техникуме направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель - студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
7.2. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.